Натюрморты маслом на холсте

Тише…прислушайтесь…как звучит одно только слово – натюрморт! Даже рискуя навлечь на себя праведный гнев знатоков искусства, мы не станем переводить это слово как «мертвая природа». Куда приятней звучат английская и немецкая версии, означающие «тихую жизнь». Разве нет?

Натюрморт по сей день считается одним из самых популярных жанров изобразительного искусства. Хотя…нет, изначально, в 15-16 веках его уделом были дверцы шкафов и стенные ниши, нуждающиеся в маскировке. Зато сегодня это великолепное украшение любого интерьера. Нужно лишь на секунду остановиться, затаить дыхание и вглядеться в незамысловатые на первый взгляд мазки…Каждый в таком случае увидит в картине что-то свое, что-то особенное и созвучное движениям души. Ведь не зря самым символичным жанром живописи считается не портрет и даже не пейзаж, а именно он – натюрморт.

 Может быть, именно поэтому Павел Собянин, известный и уважаемый художник современности, представитель творческой элиты России, такое внимание уделяет именно натюрморту? Первый беглый взгляд улавливает какой-то набор предметов, срезанные цветы в вазах, спокойные тона. На душе от всего этого становится необычно тепло и спокойно, кажется, что весь мир заключен в этом маленьком холсте. Но что происходит дальше? Мы замечаем вдруг, что каждая созданная живописцем постановка содержит свой собственный композиционный центр, который буквально не отпускает нашего внимания ни на секунду.



Натюрморты Собянина – это своего рода двойная крепкая цепочка. Каждая их мелочь, каждая деталь является частью единого целого, одного грандиозного замысла. С другой стороны, каждый холст является частичкой одной большой истории маленькой души, воплощающейся то в образе невесомых цветков цветущей груши, то в ярких красных георгинах, а то и вовсе в розе, соперничающей с острым кинжалом. Да, именно так, большинство натюрмортов художника посвящено именно благоухающим бутонам. Но откуда вдруг рядом с белоснежно-нежной розой появляется медный подсвечник, и почему ранние подснежники оказываются соседями с черемухой? Все просто и сложно одновременно. Просто – натюрморт есть игра. Сложно – она индивидуальна, и требует огромного напряженного труда и невероятной работы мысли. Иконка Иисуса Христа, символизирующая духовность и тихое смирение, кинжал и позолоченный воин на вышитом узорами бархатном покрывале, даже копченая рыба в голландском стиле – все это заставляет нас думать, напряженно всматриваться и анализировать каждую деталь. И (кто знает?) возможно, даже постигать философский смысл нашего бренного бытия.

Яндекс.Метрика